![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Чтение грустное и удручающее. Особенно для тех, кто неравнодушен к этой теме. Тем не менее (и даже именно поэтому), весьма рекомендую к прочтению.
«...Все изложенное выше показывает, что в настоящее время ни одна из составных частей архитектурного наследия России не является благополучной – ни памятники градостроительства и сама ткань старой городской застройки, ни объекты усадебной или церковной архитектуры. <...>
Пока состояние вопроса внушает мало оптимизма. Стремительно уходит достояние, еще слабо изученное и неосмысленное, способное принести много важных открытий, пролить свет на неведомые страницы нашего прошлого. Некоторые авторитетные эксперты (например, В.Л. Глазычев, Ю.А. Веденин и В.П. Орфинский) прогнозируют, что при самом благоприятном развитии ситуации Россия сохранит не более трети памятников от имеющихся в настоящий момент. Чтобы переломить ситуацию, необходим целый комплекс продуманных и последовательных мер, включающий и законодательные изменения, и просвещение общества, и создание благоприятных экономических условий для меценатства, и многое другое. Необходимы четкие ответы на выдвигаемые временем вопросы. Нужна ли России (как и любой другой стране) в глобализирующемся мировом пространстве культурная самоидентификация? Будет ли сфера интеллектуального туризма рассматриваться у нас как составляющая экономики регионов, а туристическая привлекательность – как часть международного имиджа страны? Снивелирует ли окончательно массовая культура понятия подлинности, эксклюзивности, гармоничности городской среды или ландшафта?
И к государству, и к обществу в целом должна прийти убежденность в целесообразности охраны архитектурного наследия, понимание того факта, что нация, сознательно уничтожающая свои памятники, в цивилизационном или даже в метафизическом смысле теряет право на обладание данными территориями. Памятники можно сравнить с историческими и культурными маяками нации в пространстве и времени. Само слово «наследие» подразумевает обязательное наличие наследников, которым это наследие передается предшественниками. При отсутствии наследников сама тема теряет смысл. Есть опасения, что осознание ценности и неповторимости наследия придет слишком поздно. Оставшиеся к тому времени единичные памятники станут восприниматься в унифицированной среде как редкие предметы антиквариата, возросшие в цене, но лишившиеся своего естественного контекста, и уже никогда не дадут представления о целом – создававшемся веками образе страны.»